Иордания невелика: девяносто тысяч квадратных километров, да и населением
небогата. Но это одно из тех узловых мест, с которыми связаны судьбы мира,
его библейское прошлое и будущее, которое еще не написано. Национальный состав
населения достаточно однороден - на 98% это арабы. Арабы-иорданцы, выходцы
из кочевых племен, постепенно перешедшие к оседлому образу жизни, и арабы-палестинцы,
иммигранты с Западного берега реки Иордан. Остальные - так называемые черкесы.
Первая волна иммиграции прошла в 1947 году в связи с образованием государства
Израиль. Вторая большая волна иммигрантов хлынула из Палестины в 1967 году
из-за войны с Израилем. «Черкесы» на самом деле собирательный образ. Их около
50 тысяч человек: черкесов, чеченцев, хордов, армян, адыгейцев. Арабы называют
их «шаракизы». «Черкесы» говорят на родных языках, сохраняют свой уклад и
в значительной степени обособленны, хотя и являются частью иорданского народа.
Они появились на территории Иордании в 1877-1878 годах, бежав сюда после Кавказской
войны или переселенные в эти края правительством Османской империи. Большая
часть населения - горожане. Крестьяне в основном селятся в плодородных районах
реки Иордан. Урожай в этих местах собирают несколько раз в году.
На территории Иордании проживают 150 тысяч христиан. Вообще
Иордания населена красивыми людьми, а мужской тип, по мнению женщин, очень выигрывает
за счет выразительных черт лица, стройности и других внешних данных, выгодно
подчеркиваемых весьма популярным национальным нарядом. Кстати, это и есть свидетельство
отсутствия в стране поклонения Западу, хотя все пользуются поставляемыми им
благами.
Тем не менее, традиции в местном быту - прежде всего. А они
идут от кочевничества. Если оказаться рядом с бедуинской палаткой или шатром,
первым делом в глаза бросятся верблюды - основа благосостояния бедуинской семьи.
Это неприхотливое животное для жителя пустыни - все. И средство передвижения,
и еда, и одежда, и даже объект творчества. Недаром в традиционной арабской поэзии
верблюдица - самый излюбленный образ. Исстари, если романтичный кавалер хотел
поведать миру о сжигавшей его любви, он без долгих раздумий обращался к вдохновляющим
достоинствам верблюдицы и плел бесконечное кружево стихов, сравнивая ее с объектом
страсти.
Европейцу, встретившему месивших песок бедуинов, трудно понять
цель кочевья. Но для этих людей в движении - особый смысл. Они - дети природы,
это их образ жизни и быта, как Коран, ислам и шариат. Они близки к природе,
слиты с нечто главное - они носители чистоты веры, хранители глубины традиций,
символ бедуинства, ставшего мерилом самых высоких качеств в сознании любого
иорданца. Поэтому такой стиль жизни поддерживается, хотя бедуинов под влиянием
благ современной цивилизации становится все меньше и они все больше обретают
черты этнографического приложения к нынешней Иордании. Если кому-то удастся
побывать на кочевой стоянке, то он будет встречен с большой радостью, а почетный
гость оглохнет от пальбы из винтовок - непременного знака особого внимания в
бедуинской среде. После этого счастливчик будет введен в палатку, усажен на
подушки и сможет вкусить томленого бедуинского кофе. Правда, сердечникам его
пить не рекомендуется - как минимум аритмия обеспечена. А вот мансаф - плов
со свежайшей бараниной - нельзя не съесть, настолько он духовит, нежен и соблазнителен.
Но чтобы добраться до него, хотя бы глоток кофе из чашечки (как раз для Дюймовочки)
все-таки выпить придется. Иначе арабы не поймут. Надо знать: для них кофе -
что для русских «стакан». Не выпьешь - значит не уважаешь.
Арабская кухня лишена изысков. В пустыне, а все идет оттуда,
трудно предаваться гастрономическим излишествам. Но еда почти всегда сытная
и вкусная. Во многом из-за того, что ни один уважающий себя араб не станет есть
мороженого мяса. Но главное, что, несмотря на легенды об острой пище, чуть ли
не вся она диетическая. Доброкачественные продукты и готовка на открытом огне
даже язвеннику обеспечат комфорт и именины сердца от хорошего застолья. А это
очень приятный десерт к тому основному блюду, что зовется Иорданией.
Наверное, поэтому арабы и не могут расстаться с племенной организацией,
на которой держится их любимая Иордания. Она дает хороший урок патриотизма и
любви к родине. Каждый знает свою принадлежность по племени, ставит его выше
всего. А в итоге все это работает на страну, ее граждан, поддерживает королевскую
власть и создает неповторимый облик маленькой Иордании, входящей в новой тысячелетие
в мире, достатке и покое.
ЖИЗНЬ
Современный Амман, столицу Иордании, уже никто теперь не назовет «стойбищем».
Город, заложенный на семи холмах, сейчас занимает двенадцать и выглядит вполне
современно. Живописно смотрится и людской муравейник, который толчется на центральных
улицах. Многие горожане ходят в национальных платках, называемых «хатта», а
полиция щеголяет в некоем подобии кайзеровских касок первой мировой войны. На
женщинах много украшений. Это, как говорят некоторые, согласуется с арабскими
традициями. Для того, чтобы разойтись с женой, на Востоке достаточно трижды
сказать ей: «ты разведена», и женщина, в чем она есть, удаляется из дома (дети,
кстати, остаются с мужем). Поэтому, мол, и носят арабские женщины все драгоценности
на себе - надежней (но это, конечно, миф).
Толпу на улицах, оживленную, гортанную, составляет в основном
молодежь. В городе полно машин - больше всего встречается японских малолитражек,
способных развернуться на узких улицах восточной столицы. Найти такси - без
проблем, однако хитрый араб-таксист, как и его коллеги во всех уголках земного
шара, может повезти вас самой длинной дорогой. В аристократических районах,
где стоят шикарные особняки, не найдешь двух похожих друг на друга вилл. Стоишь
и удивляешься - как из песков пустыни за какие-то считанные годы вырос огромный
город. Общий уровень образованности здесь куда выше, чем, скажем, в Египте.
В стране существует несколько университетов, колледжей, и образование они дают
в основном техническое. В народе глубоко чтут бедуинские традиции: преданность
своему роду, кодекс чести и другие правила и атрибуты племенных структур. Не
надо забывать и того, что бедуины - профессиональные воины. Армия у короля хотя
и небольшая, но вполне профессиональная. Вообще Иордания поражает своей полярностью.
С одной стороны - прямоугольные коробки современных домов, асфальт, разъезжающие
по городу машины. С другой - бедуины в традиционных арабских одеждах, пересекающие
огромные пространства на верблюдах, раскидывающие шатры. И суть не в том, что
у кого-нибудь из них может оказаться за поясом сотовый телефон, а где-то в Аммане
или Караке - вилла. Великие империи, могущественные цивилизации приходят и уходят,
оставляя развалины, которые постепенно заносит песком. Остаются пустыня и бредущие
по ней люди. Кочевники, для которых, как для Творца, времени нет.