|
Одно время здесь жили моавитяне - библейский народ, дети Моава,
сына Лота. Затем набатейцы - вначале кочевые племена, грабившие богатые караваны,
а затем - оседлый, быстро богатеющий этнос. Эта земля видела завоевания Александра
Македонского, владычество Рима, Византии, приход и изгнание крестоносцев. С
самолета иорданский ландшафт выглядит уныло - белесо-желтая равнина, коричневатые
скалы. Отдельные зеленые вкрапления оазисов едва ли способны скрасить безжизненный
цвет пустынь. Чтобы проникнуться прелестью пейзажей, лучше подобраться к ним
поближе, и тогда они откроются во всей красе каменно-песчанной стихии, неброского
разноцветья мелких форм жизни, какой-то неизъяснимой прелести, к которой натуры
тонкие привыкают быстро. Недаром у арабов древности подобные картины вызывали
приливы вдохновения, благодаря которым создавались поэтические произведения,
вошедшие в антологию мировой литературы. Житель средней полосы едва ли будет
очарован прокаленным солнцем ландшафтом и природой Иордании, но все равно увиденное
заденет его за живое, потому что являет собой фон, на котором разворачивались
библейские сюжеты. Библейским колоритом пропитано все вокруг, ибо страна прилежит
к центру евангельских событий. Но если почему-то не сработает механизм генетической
памяти, то в Иордании есть и другие места, которые, как говорят арабы, могут
стать усладой для взора. Ведь недаром Иорданию называют музеем под открытым
небом, в экспозиции которого входят не только скалы Вади Рам, но и сочная зелень
северных районов, обрамляющих живописные останки глубокой старины. Страна хранит
множество памятников старины, частью растворившихся в пустынях, а частью впитавшихся
в города. Еще в сороковые годы наш соотечественник Н. Рубакин, описывая мало
кому известный эмират Трансиорданию, меланхолически замечал, что среди здешних
песков и камней нет ничего, кроме Аммана. В те годы Амман был дырой, по словам
путешественника той поры, «не имевшей вида города, а походившей на стойбище»,
где наряду с арабами осели и кавказские горцы, бежавшие в прошлом веке от войн
с Россией. Кстати, с той поры черкесский элемент очень силен в Иордании. Можно
сказать, что они во многом составляют служилую элиту королевства и являют собой
костяк служб безопасности, образуют привилегированный цех мастеровых разных
специальностей.
Но до этого Амман был известен под именем Филадельфия, а еще раньше как Раббат Аммон, что указывает на его длинную историю, выходящую за рамки библейских времен.
В Аммане собраны памятники истории практически всех цивилизаций, прошедших по
территории Иордании во все времена, начиная с каменного века до наших дней.
Амман давно восстал из небытия, превратившись в столицу королевства. Только
сверху город выглядит как хаотичное скопление крошечных кубиков домов, заполнивших
до краев котловины и седловины холмов. На самом деле в Аммане, как и во всей
стране, жизнь организованна и упорядочена. Это видно невооруженным глазом хотя
бы по движению транспорта, которое здесь, в отличие от анархии других арабских
столиц, размеренно и подчинено единому ритму. Глядя на современные постройки,
неожиданно выросшие посреди холмов, на всю новенькую, с иголочки, Иорданию,
иногда забываешь, что земля, на которой расположено это молодое, в сущности,
государство, принадлежит иным временам. Но тени великих империй приходят из
прошлого и напоминают о себе.
ГОРОД-ПРИЗРАК
Веками племена бедуинов кочевали по степям и пустыням Иордании, и с ними кочевали
легенды. По вечерам у костров, на которых готовили ужин, старики рассказывали
о Джебель эн-Наби - горе Пророка (Небо), с которой Моисей увидел землю обетованную;
о горе Ор, где похоронили брата Моисея Аарона (Гаруна). Говорили о кладах, зарытых
среди развалин; о грядущем конце мира и о городе-призраке среди ущелий. Городе,
сокрытом от чужих глаз. Стены и колонны его, по словам рассказчиков, были рыжими,
на каменных плитах выбиты тайные знаки, а в потайных кладовых, судя по всему,
прятались несметные сокровища.
В 1812 году рассказы эти услышал известный востоковед Буркхард,
швейцарец, который изучал жизнь бедуинов. Выдав себя за шейха Ибрагима, Буркхард
уговорил одного из кочевников сопровождать его в долину Вади Муса, на гору Ор,
где он якобы намерен был принести жертву на могиле Гаруна. Проводник повел Буркхарда
узким ущельем Эс-Сик между красными скалами, и ученому вдруг открылся монументальный
фасад вырубленного в скале сооружения. Сейчас его называют «Казной».
Мнимый шейх Ибрагим не смог удержать удивленного возгласа и
кинулся к руинам легендарного города. Возмущенный проводник уже снял с плеча
ружье, и Буркхарду стоило большого труда его успокоить. Если бы бедуин разгадал
обман, отважного путешественника ждала бы смерть: бедуины полагали, что в развалинах
спрятано золото и неверные всеми способами пытаются его заполучить.
|