Москву с Токио и Осакой связывают более 15 рейсов в неделю авиакомпании Аэрофлот, а также, в зависимости от сезона, 3-5 рейсов авиакомпании JAL. Кроме того осуществляются прямые рейсы из Южно-Сахалинска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска и др. в большинство крупных японских городов.
Токио. В Токио имеются два аэропорта – Нарита и Ханеда. Аэропорт Нарита находится в 80 км к северо-востоку от Токио и принимает все международные рейсы, кроме рейсов тайваньской компании China Airways, которые прибывают в аэропорт Ханеда. Ханеда находится в 16 км от Токио и принимает все внутренние рейсы.
От аэропорта Нарита до основных отелей Токио можно доехать на автобусах компаний Airport Limousine Bus и Airport Express Bus. Автобусы отправляются раз в час до 22 часов. Время в пути по расписанию - 90 минут, но, как правило, поездка занимает около двух часов из-за пробок на дорогах. Билеты можно приобрести в холле аэропорта напротив выхода из зоны таможенного контроля. Время отправления проставлено на билете.
Каждые 10-30 минут с 6.45 до 23 часов от аэропорта Нарита отправляются автобусы до авиавокзала Токио (TCAT). Авиавокзал находится в районе Нихобаши в северной части Токио, что довольно далеко от большинства отелей и других необходимых для туристов мест. От авиавокзала можно доехать в любую точку города со станции метро Суитенгу линии Ханзомон.
От аэропорта Нарита можно добраться до города на поездах частной железнодорожной линии Кеисеи, которые отправляются каждые 30-40 минут с 9 утра от станции Аэропорт Нарита до вокзала Кеисеи Уено. Поезда типа Skyliner идут около часа. На вокзале Кеисеи Уено можно пересесть на метро или кольцевую железную дорогу.
От обоих терминалов аэропорта Нарита идут поезда Японской железной дороги. Самый быстрый поезд - Narita Limited Express (N'EX), который идет 23 раза в день с 7.45 до 21.43 до Вокзала Токио в центре города, далее в Йокогаму и Офуну. Путь занимает меньше часа. Места следует резервировать заранее.
Более дешевый и менее удобный - каисоку (скорый поезд) отправляется 16 раз в день с 7 утра. Поездка занимает полтора часа.
Поездка на такси от аэропорта Нарита обойдется недешево. Багажники стандартных такси небольшого размера, что весьма неудобно, а грузовые такси найти нелегко. Поездка на лимузине стоит еще дороже.
Киото. Ближайший к Киото международный аэропорт - новый аэропорт Кансай в Осаке (KIX). В Осаке также есть аэропорт Итами, который используется в основном внутренними авиалиниями. Время в полете от Токио до Осаки - 70 минут.
Между аэропортом KIX и Киото ходит поезд-экспресс Харука. Отправление - каждые 30 минут. Поездка длится 75 минут. От аэропорта Итами автобусы отправлются в Киото каждые 20 минут с 7.45 до 21.30 часов. Поездка длится от 55 до 90 минут и стоит примерно 900 иен, в зависимости от пункта назначения.
Автобусы
Большинство междугородних автобусов прибывают и отправляются от железнодорожного вокзала Токио или от автовокзала Shinjuku.
Японские железные дороги
Для тех, кто планирует много ездить по железным дорогам Японии, существует проездной билет Japan Rail Pass, который предоставляет возможность неограниченного числа поездок на поездах компании Japan Railways (JR) в течение определенного периода (одной, двух или трех недель). Билет полагается одному человеку, его нельзя передавать другому лицу. Будьте готовы предъявить паспорт для подтверждения права на билет.
Билет действителен на всех поездах компании Japan Railways, а также на некоторых поездах частных компаний, на автобусах и паромах компании Japan Railways. Билет не действует на суперскоростных поездах Nozomi.
Токио
Суперскоростной поезд Shinkansen и поезд-экспресс, идущие по линии Токайдо (Нагоя, Киото, Кобе, Осака, Хиросима и остров Кюсю) прибывают на железнодорожный вокзал в центре Токио. От этого вокзала идут скоростные поезда в Нагано.
Поезда, идущие по линии Тохоку (Сендай и Мориока), прибывают на вокзал Уено к северу от центрального вокзала Токио. Сюда же прибывают поезда из Ниигаты.
Поезда в Японские Альпы (Мацумото) отправляются с вокзала Шинджуку.
Поезда каждой линии железной дороги в Токио имеют свой цвет. Линия Яманоте (зеленая или серебряная с зелеными полосами) - это кольцо в 35 км вокруг центральной части города. Поезд делает круг за час, проезжая 29 остановок, среди которых важные транспортные узлы города (Yurakucho, Shinbashi, Shinagawa, Shibuya, Shinjuku и Ueno).
Линия Чуо (Chuo) - оранжевая - идет с востока на запад Токио в пригород Такао. Днем поезда идут через центр города почти без остановок. Для поездок по центру города воспользуйтесь линией Собу (желтой).
Линия Кейхин Тохоку (голубая) идет с севера (района Омийа в префектуре Сайтама) на юг (район Офуна в префектуре Канагава). Между Табатой и Шинагаой эта линия идет параллельно линии Яманоте, поезда отходят от одной платформы, поэтому важно не перепутать поезда разных линий.
Плата за проезд начинается с 120 иен. По кольцевой дороге можно доехать до любой станции за 250 иен. Сохраняйте билет - его следует сдать в конце поездки. На большинстве станций можно найти стенд на английском, чтобы узнать, сколько стоит билет до нужной вам станции. Если его нет, просто возьмите самый дешевый билет, доплатить можно в конце поездки при сдаче билета. Билеты действительны только в день их приобретения.
Существуют электронные Оранжевые Карты. Перед поездкой их следует вставить в специальный автомат с оранжевыми панелями, набрать стоимость билета и эту сумма будет снята с карточки. Карты стоимостью 1 и 3 тыс. иен предоставляют возможность ездить на сумму их стоимости. Карты за 5 тыс. иен дают право на поездки на сумму в 5300 иен, а карты за 10 тыс. иен - на 10700 иен.
На станциях Шинджуки, Хараджуки и Шибуйа часты длинные очереди к билетным автоматам. Если вы пользуетесь Оранжевой карточкой, удостоверьтесь, что вы стоите в нужной вам очереди. Если вы покупаете билет за наличные и у вас нет мелочи, убедитесь, что вы стоите в очереди к автомату, который разменивает купюры.
Поезда линий Яманоте и Собу ходят с 4.30 утра до 0.30. "Часы пик" - с 7 до 9.30 утра и с 17 до 19 часов. В это время не разрешается курить на станциях и платформах.
Киото
От Токио до Киото ежедневно идут скоростные поезда, поездка длится 2 часа 40 минут. Билет в одну сторону, включая плату за резервирование, - 13 тыс. иен.
От Осаки до Киото поезд идет 30 минут, билет в одну сторону стоит около 500 иен. Сверхскоростные поезда доезжают от вокзала Shin-Osaka до Киото за 15 минут, билет стоит 2250 иен. Между Осакой и Киото ходят поезда частных компаний (Keihan и Hankyu), билет стоит примерно 350 иен. Время в пути - 40 минут. На обеих линиях действует проездной билет Japan Rail Pass.
Поезда компании Keihan из Осаки между станциями Shichijo и Demachi-Yanagi частично идут под землей. На восточном берегу Камогавы (улица Imadegawa-dori) имеется переход на линию Eizan, которая разветвляется в двух направлениях - на север в Кураму и на северо-восток в Йасе
Эки-Бэн
Это обеды в коробочках, продающиеся на всех главных станциях JR и на небольших станциях. Когда ваш поезд прибывает на станцию, продавец средних лет может выкрикивать: "Бэнто, бэнто!" Это - ваша возможность попробовать обед, традиционный для этого района.
Эки-Бэн бывают трех типов. Первый - маку-но ити, который пришел со времен традиционных пикников под вишневым цветом. Белый рис в коробочке сервируется по краям разными добавками других продуктов, - омлет в традиционном японском стиле, кусочки лосося и говядины, камабоко (рыбная паста), приготовленные бобы, овощи, соленья и другое. Второй тип - обед из суси в коробочке, причем может быть тираси-суси (небольшими порциями) или оси-суси (спресованные и порезанные). Что касается третьего типа эки-бэн, то все они уникальны в своем роде (один лучше другого).
Начальник станции Токио
Станция Токио JR находится в самом центре сети железных дорог страны. Каждый день недели 4047 составов прибывают на эту станцию. Начальник станции - Козаки Сейдзо говорит, что карманные часы в его руке идут синхронно с часами всего служебного персонала станции и машинистов Японских национальных железных дорог со времени приватизации в 1987 г. Такие часы символизируют гордость, которую чувствуют рабочие, поскольку их поезда функционируют подобно часовому механизму, строго вовремя.
Продавцы киосков
KIOSK - это торговое название (и не что иное) киосков на каждой главной станции JR. Эти крошечные торговые точки, площадью всего от 10 до15 кв.м., предлагают широкий выбор продукции - всего от 400 до 600 наименований. Продажа за один день может принести около двух миллионов иен. Персонал помнит цены всех предметов. Они даже знают стоимость различных комбинаций, например, журнал с пачкой сигарет (причем цены разные в зависимости от выбора покупателя). Угадайте среднее время, которое требуется покупателю, чтобы указать свой выбор, оплатить покупку и получить сдачу. (Ответ: 6 секунд).
Автоматы для продажи обедов в коробочках
В случае дальней поездки вы, вероятно, захотите приобрести один эки-бэн. На всех станциях поездов дальнего следования обязательно есть точки продажи эки-бэн. Тринадцать видов обедов имеются в наличии на платформах для поездов Тохоку и Дзеэцу Синкансэн. В среднем в день 4 200 людей покупают более 14 000 порций обедов! При таком количестве заказчиков главная задача состоит в том, чтобы никто не опоздал на поезд. Продавцы должны вычислить общую стоимость и сдачу в доли секунды, так что здесь больше всего подходят автоматические переносные калькуляторы.
Общественный транспорт
Токио. Система общественного транспорта Токио весьма развита и эффективна, поскольку она справляется с несколькими миллионами пассажиров ежедневно. Любое место, куда вам нужно попасть, находится не более чем в 15 минутах ходьбы от станции метро или железной дороги. Все названия станций пишутся по-японски и по-английски.
Система автобусных маршрутов в Токио чрезвычайно сложна. Часть маршрутов - муниципальные, большинство - частные. Сами автобусы не особенно удобные - с маленькими сиденьями и низкими потолками.
Метро
Каждая из линий токийского метро имеет свой цвет. Указатели на двух языках при входе на станцию и поезда обозначены цветом своей линии. Поезда ходят каждые пять минут с 5 утра до полуночи.
Используя систему пересадочных станций между линиями метро и между метро и наземными поездами, легко добраться до любой точки города меньше, чем за час. На некоторых станциях (Отемачи, Гинза, Иидабаши) переходы очень длинные.
Из крупных станций в город часто ведут 15-20 выходов, каждый обозначен буквой и номером. Довольно трудно разобраться, какой из них вам наиболее подходит. Попробуйте спросить в кассе при покупке билета или у служащего метро.
Плата за проезд разная на разных линиях (от 140 иен). Существуют электронные карточки на 1, 2 и 3 тыс. иен.
Киото. Система автобусных маршрутов охватывает весь город. Их схема напоминает решетку, поэтому в ней нетрудно разобраться. Карты автобусных маршрутов доступны в Туристическом информационном центре JNTO в здании Башни Киото (Kyoto Tower) напротив железнодорожного вокзала (тел. 075/371-5649).
Большинство автобусных маршрутов работают с 7 утра до 21 часов, только некоторые работают с 5.30 до 23 часов. Главные пункты отправления - вокзал Киото, вокзал Keihan Sanjo, перекрестки улиц Karasuma и Kitaoji, Shijo и Karasuma.
На каждой остановке указывается название остановки, название маршрута и его номер. В большинстве случаев информация дается только на японском, поэтому заранее выясните, какой маршрут вам нужен.
В городе поездка стоит 200 иен. Оплата производится перед выходом из автобуса. За пределами города плата варьируется в зависимости от расстояния.
Существует проездной билет сроком на 1 день стоимостью 1200 иен (600 для детей до 12 лет). Он действителен также для проезда на метро и автобусах многих частных автобусных компаний Киото.
В автобусах, следующих между вокзалом Киото и Такао на северо-западе города действует проездной Japan Rail Pass.
В Киото есть 2 линии метро. Билеты продаются в автоматах на станциях. Цены - от 180 иен (зависит от расстояния). Поезда ходят с 5.30 до 23.30
Автомобили и дорожная безопасность
В Японии - левостороннее движение. Вождение автомобиля в Японии довольно затруднительно без знания языка и дорожных знаков. В городах дороги перегружены, часто случаются пробки.
Необходимо наличие международных прав. От владельцев автомобилей требуется наличие обязательной японской страховки (JCI).
В Японии дорожно-транспортное происшествие автоматически предполагает обвинение в халатности с возможными строгими наказаниями.
Дорожные пробки, нехватка дорожных знаков на английском и недостаток мест для парковки делают поездку на автомобиле по Токио затруднительной.
Такси
Токио. Тарифы на поездку на такси в Японии - одни из самых высоких в мире. Счетчик стартует с цифры в 650 иен, далее начисляется 80 иен за каждые 280 метров. Существуют также такси небольшого размера (когата), в которых базовый тариф - 630 иен, далее начисляется 80 иен за каждые 299 метров. Если вы застряли в пробке, за каждые 2 минуты и 15 секунд простоя счетчик начисляет 90 иен. С 23 часов до 6 утра тариф увеличивается на 30%.
Высокие цены компенсируются отличным сервисом: такси чистые и удобные, двери открываются автоматически. Вежливый водитель отвезет вас самым коротким маршрутом, и не будет ждать чаевых. Если вы что-либо забыли в машине, вам полагается компенсация почти в 100% стоимости утерянного.
Найти такси в городе очень просто, это не займет у вас и пяти минут. В квартале Гинза таксистам разрешено останавливаться только в специально обозначенных местах, во всех других частях города достаточно просто подойти к краю тротуара и поднять руку. Зеленый огонек за ветровым стеклом значит, что машина занята, красный - что она свободна.
Ночью поймать такси значительно труднее. Машина с красным огоньком может и не остановиться, хотя отказ от пассажира запрещен законом.
Адреса в Токио начинаются с названия района, которое всегда пишется с суффиксом "-ku" (Minato-ku), далее - название микрорайона, потом - еще более мелкое деление, название которого обозначено суффиксом "-chome". Это подразделения нередко делятся на кварталы, каждый из которых имеет собственную нумерацию домов. Так, адрес "Taito-ku 1-4-301 Asakusa 3-chome" обозначает квартиру ? 301, в 4-м доме, в 1-м квартале, в подразделении Асакуса-3 в районе Таито. Такая система трудна для понимания даже для японцев, поэтому лучше указывать таксисту дорогу по каким-либо заметным ориентирам.
Киото. За первые 2 км поездки оплата 580 иен, далее начисляется 90 иен за каждые дополнительные 540 метров. Чтобы остановить такси на улице - поднимите руку. Не пытайтесь самостоятельно открывать или закрывать двери машины - они автоматические. Зеленый огонек обозначает, что такси занято. Чаевые давать не принято.
Советы путешественникам
Особенности японского этикета
Этикет - это прежде всего хорошие манеры
Японцы вежливые и сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения, вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России.
Например:
Договаривайтесь о встрече заранее (не следует требовать аудиенции немедленно).
На встречу приходите вовремя (японцы очень щепетильны в этом вопросе).
Если вы не можете прийти на обед (или на другое мероприятие), обязательно предупредите об этом.
Если, позвонив по телефону, вы ошиблись номером, нужно извиниться.
Во время встречи или совещания дайте собеседнику высказаться, а не говорите все время один. Думайте о времени других и старайтесь, чтобы встреча протекала эффективно.
Далеко не все японцы знают русский язык, поэтому старайтесь сопровождать ваши письма или предложения переводом на японский или английский язык.
Если во время вашего пребывания в Японии кто-либо из японцев оказывал вам содействие, то по возвращении в Россию отправьте письмо с благодарностью.
Тем не менее существует и некоторая специфика в поведении японцев. Следующие несложные правила могут пригодиться человеку, отправляющемуся в Японию в первый раз.
Приветствие
Несмотря на то, что традиция кланяться при встрече все еще очень распространена в Японии, бизнесмены при знакомстве часто жмут друг другу руки. Японцы не ждут от вас поклонов, однако небольшой наклон головы придется весьма кстати.
Визитные карточки
Встречи в Японии очень часто начинаются с обмена визитными карточками. Поэтому для общения с японцами очень важно обзавестись такой карточкой, особенно тем, кто занимается бизнесом. На визитной карточке должно быть указано имя, должность, рабочий адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты, желательно на русском и английском языках.
Никогда не пишите на чужой визитке и не кладите ее во внутренний карман, так как это будет проявлением неуважения.
Какое место занять
И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило, находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке. Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он задерживается, то все встают по его прибытии.
Принятие решений
Бытует мнение, что на собраниях японцы принимают очень мало решений. Процесс принятия решения может затянуться, но зато реализуется оно, как правило, очень быстро. Не следует отчаиваться, что на это уходит много времени, и торопить японских партнеров с принятием решений.
Приняв, наконец, решение, японец обязательно четко об этом скажет. Если конкретного ответа нет, значит решение еще не принято. Если вы плохо поняли ответ, который дают вам японцы, лучше всего уточнить, что имеется ввиду.
Если японец понял суть вашего предложения, то он может сказать: "Понял". Но это вовсе не значит, что он согласен с этим предложением.
Неформальное общение
Японские дома обычно небольшие, тесные и находятся далеко от центра города, поэтому японцы редко приглашают гостей домой, а предпочитают развлекать их в ресторане. Когда вы преподносите подарок, хорошо опять проявить скромность, сказав что-либо вроде: "Извините, что это такой пустяк" или: "Возможно подарок вам не понравится".
Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай.
Если вас пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь. Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги. Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого. Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства, сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой. Вытягивать ноги вперед не принято.
Как вести себя за столом
Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан и дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу своим соседям.
Когда вы пользуетесь за столом палочками, следует избегать следующих вещей:
нельзя их скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со смертью)
не следует двигать еду по тарелке и тарелку по столу
нельзя размахивать или указывать палочками на кого-либо или что-либо
ВАЛЮТА
Денежная единица Японии - иена, равная 100 сенам. Иеной называют старинные золотые и серебряные монеты Японии, равные 1,5 г чистого золота и 24,3 г чистого серебра. В обращении с 1869 - 71 золотая и серебряная иена, с 1918 только банкноты в иенах.
Свое новое название - «иена» - японская валюта получила от формы («эн» по-японски означает «круглый»), так как прежние монеты имели овальную, прямоугольную, а то и весьма неопределенную форму золотого или серебряного слитка.
Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. На 1-тысячной банкноте образца 1984 г. изображен портрет известного японского писателя Нацумэ Сосэки (1867-1916), на 5-тысячной - портрет Нитобэ Инадзо (1862-1933), просветителя эпох Мэйдзи и Тайсё, а на 10-тысячной - писателя и просветителя эпохи Мэйдзи Фукудзавы Юкити (1835-1901).
Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500-иеновая образца 1982 г. (никелевая, с изображением цветка павлонии), 100-иеновая образца 1962 г. (никелевая, с изображением цветка сакуры), 50-иеновая образца 1967 г. (никелевая, с изображением цветов хризантемы), 10-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением зала Феникса монастыря Бёдоин), 5-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением рисового колоса) и 1-иеновая образца 1955 г. (алюминиевая, с символическим изображением саженца). Кроме того, было выпущено несколько мемориальных монет - достоинством в 1000 и 100 иен - ко дням открытия Олимпийских игр, международных выставок Экспо и т.д.
Обменивать большие суммы лучше всего в аэропорту при прилете, так как в отелях меняют не более 300$ на человека в день, а в банках процедура обмена затруднена бюрократическими формальностями. Возможна оплата основными кредитными карточками (необходимо помнить, что в ряде ресторанов кредитки не принимаются).
КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ
Как правило, распространены такие основные международные карты, как Visa International, American Express или Master Card. Банкоматы есть практически во всех гостиницах, универмагах, ресторанах и др. Некоторые банкоматы имеют возможность распознавать буквы таких специфических языков, как норвежский. Но если возникнут проблемы с банкоматом, то не останется ничего другого, как искать другой, или попросить о помощи клерка в отеле.
Классификация отелей в Японии
Deluxe (DX) - эксклюзивные и дорогие отели, предлагают высочайший уровень сервиса размещения и дополнительных услуг. Отели этой категории принадлежат к лучшим отелям мира. (например, Grand Hyatt Tokyo)
Superior (SP) - отели этой категории обладают многими чертами отелей категории DELUXE, но менее дорогие. По всем параметрам подходят для наиболее разборчивых клиентов. (например, Capitol Tokyo)
First (F) - отели выше среднего уровня. Номера для размещения и места общественного пользования отделаны и меблированы очень комфортабельно. В большинстве удовлетворяют самых придирчивых клиентов. (например, Ginza Capitol Hotel)
Standard (S) - гостиницы стандартного класса, номера и места общественного пользования носят характер функциональности с обеспечением основных удобств. Обычно рекомендуется для небогатых клиентов. (например, Akasaka Yoko)
Economy (E) - Категорически экономный вариант размещения, в номерах может не быть ванной. Продажа должна осуществляться с предупреждением. (например, Keihin Hotel)
РёканН – национальная японская гостиница.
Стандартная гостиница
Что же из себя представляет стандартная японская гостиница? В общем-то там есть всё, что и положено отелю, плата в котором составляет в среднем 150 долларов в сутки (вполне средняя для Японии цена): кровать, телевизор, совмещенный санузел, фен, кондиционер, телефон, термос с кипятком или кипятящее устройство (представляет собой электрическую плитку, которая срабатывает, если поставить на неё металлический чайник с водой), холодильник. В общем, в этом наборе нет ничего особенно удивительного или шикарного.
Холодильник, однако, уже сильно отличается от того, что можно встретить в гостиницах в других странах. Он заставлен напитками горячительными и прохладительными, лёгкими закусками. Казалось бы, что такого, скажете вы, такое мы видели и на других континентах. Но скрытый смысл состоит не в этом. Каждая бутылочка или пакетик находятся в особой ячейке. Когда вы вынимаете то, что вам приглянулось, холодильник подаёт сигнал на центральный компьютер гостиницы, и к вашему счёту автоматически добавляется соответствующая сумма. Ячейка же при этом закрывается, так что если вы по ошибке достали не то, что вам нужно, единственный способ вернуть деньги обратно – обратиться непосредственно к портье, который, естественно, не станет говорить: мол, что упало, то пропало. И пошлёт служащего, который поставит вашу бутылочку на её электронное место. Большинство российских туристов, однако, предпочитает не признаваться в собственной ошибке.
В японской гостинице всё устроено так, чтобы путешественник имел возможность передвигаться налегке. Во всех гостиницах, даже не в стандартных, а подешевле, вам выдадут то, о чём в других отелях мира даже не помышляют. Конечно же, речь идёт не о мыле, зубной пасте, зубной щётке и полотенцах, мы имеем ввиду действительно уникальные для гостиницы принадлежности – тапочки и юката – японский эквивалент ночной рубашки. Причём предоставление этих необходимых для японского быта вещей идёт со времён действительно давних.
Питаются клиенты гостиницы обычно в местном ресторане, их может быть несколько – но все с разной кухней. Лёгкие закуски можно купить в автоматах, которые расположены как правило в коридоре. Там есть всё самое необходимое: от чая и кофе (как горячих так и холодных) до лапши (разумеется, горячей). Так что если у вас случился приступ меланхолии или вы не желаете выходить из гостиницы по другой причине, гостиница предоставит вам «замкнутый цикл» услуг. Для борьбы всё с той же меланхолией можете даже вызвать массажиста.
Рёкан
Наиболее необычны для нашего человека чисто японские гостиницы – рёкан. Они есть и в крупных городах, но больше всего их в горах, на горячих источниках.
Жизнь в «нормальном» рёкане происходит в соответствии с традиционным японским укладом. Пол в комнате покрыт слегка пружинящими и приятными на ощупь циновками из рисовой соломы татами, спят на полу же, на ватных матрасах – футонах. Ресторана часто не бывает – всю еду приносят из кухни в номер, и вы наслаждаетесь ею, сидя опять же на полу за низким столиком. Ужин приносит на подносе служанка в кимоно. Не удивляйтесь – из яств российскому туристу будет знакомо только пиво. Но главное, конечно, это сам источник, на котором стоит гостиница. Гости рёкана, как правило вечером, до ужина отправляются принять водные процедуры.В рёкане все постояльцы купаются вместе, в общем бассейне. Температура кипятка, в котором вам придётся купаться, покажется совсем уместной особенно в зимнее время. А уж если в погоне за экзотикой вы забрались действительно в японскую глубинку, совсем нет гарантии, что этот рёкан будет согрет хоть каким-то отоплением.
Вообще, традиционный японский дом не может похвастаться особенным теплом зимой. Это не удивительно: вся изобретательность японцев была направлена не на то, чтобы жилище обогреть, а на то, как сделать его попрохладней душным, влажным и жарким летом.
Отели-капсулы
Японский сервис – безусловно, самый лучший в мире. И вот сравнительно недавно, около пятнадцати лет назад, японский сервис откликнулся новой услугой, пользуются которой обычно подзагулявшие особи мужского пола, утомлённые работой или неумеренными развлечениями. Появились «капсульные отели». Они сразу приобрели широкую известность благодаря своей фантастической дешевизне (по японским, конечно, меркам). За сумму, эквивалентную 30 или 40 долларам, вам предоставляют нечто похожее на ячейку в автоматической камере хранения багажа. С той лишь разницей, что вы помещаете туда не багаж, а себя самого. То есть получаете спальное место, оснащённое постельными принадлежностями, будильником, светильником и радиоприёмником с наушниками. Встать в полный рост нельзя. Оттуда можно только выползти. Душ и туалет – в коридоре. Это конечно экстренный вариант, которым пользуются в основном молодые и не привыкшие к излишнему комфорту люди.
Электричество
При использовании электроприборов из России, надо будет приобрести переходное устройство. Напряжение в сети меняется в зависимости от района: 100/220 В, частота тока 50/60 Гц.
Режим работы предприятий
Режим работы
Выходные
Праздники
Банки
09:00-15:00
не работают
не работают
Почта
09:00-17:00
не работают
не работают
Универмаги
10:00-19:00
10:00-19:00
10:00-19:00
Супермаркет
10:00-19:00
10:00-19:00
10:00-19:00
Рестораны
часы питания
часы питания
часы питания
Чаевые
Чаевые в Японии не приняты. Даже если вы будете настойчиво предлагать деньги в качестве чаевых, в Японии их не возьмёт никто - ни гостиничная прислуга, ни даже таксист. Вам максимально вежливо откажут, с гордостью заявив, что он (она) за свои труды получает соответствующую и вполне приличную зарплату. Так что оставьте все беспокойства по поводу чаевых. Платите по счёту. Этого и так будет вполне достаточно, чтобы ваш кошелёк сильно убавил в весе. Но зато и любое ваше сколько-нибудь разумное желание будет удовлетворено представителями японского сервиса без лишних препирательств.
В отелях и ресторанах так называемая Service charge (5-10%) будет автоматически добавлена к счету.
Стоимость входных билетов
Город
Наименование
Цена Р/Р
Примечание
Токио
Однодневный билет на метро
15$
Tokyo Disneyland
50$
Tokyo Disneysea
50$
Tokyo Edo Museum
5$
Музей самураев
Kasai Rinkai Park
6$
Tokyo Tower
12$
Ueno Zoo
5$
Bonsai museum
8$
Музей искусства бонсай
"Happoen" ,Tea ceremony
20$
Участие в чайной церемонии
Show restaurant "Kigyo"
90$
Японское шоу и ужин в ресторане
Night club "Top secret"
100$
Шоу-топлес
Show restaurant "Coldon Blue"
200$
Американское шоу и ужин
Йокогама
Land Mark Tower Building
8$
HakkeijimaSea Paradise (Aqua Park)
50$
Chinese town
free
Камакура
Kenchji temple
6$
Tsuruoka Hchimangu shrine
5$
Great Budda
4$
Никко
World Square miniature Park
22$
Nikko Edo Village Park
35$
Tosyogu Temple
15$
Kegon Waterfall
5$
Chuzenji lake cruise
10$
Киото
Kinkakudji temple ( Golden pavilion)
4$
Kiyomizu temple
3$
Ryoanji temple
4$
Heian shrine
6$
Nijo Castle
6$
"Uzumasa" cinema Park
20$
Gion Corner theater
25$
Традиционное японское представление
Нара
Todaiji temple (Great Budda)
4$
Tosyodaiji temple
5$
StateNara Museumof Histori
5$
Kasugataisya shrine
5$
Nara Deep Park
free
Осака
Aquarium "Kaiyukan"
20$
Osaka castle
6$
Matsushita electric museum
10$
Universal Studio Japan
50$
Разговорник
Официальный язык в Японии – японский. В местах, где бывают много приезжих, - аэропортах, морских портах, первоклассных гостиницах, понимают по-английски. Русский язык в Японии почти не знают. Письменный японский язык состоит из смысловых иероглифов и звуковых слоговых азбук хирагана и катакана. Названия станций и остановок даны в японском написании, а также в латинской транскрипции.