Ученые утверждают, что прародители современных вьетнамцев обосновались на востоке Индокитайского полуострова 300 тыс. лет назад. Давних предков влекли сюда две большие, плодородные равнины в дельтах рек: Конгха (Красной) на севере и Меконга на юге.
Вытянутый с севера на юг Вьетнам часто изображают в виде двух корзин с рисом на коромысле. Благодаря мягкому климату и древней системе дамб здесь выращивают до трех урожаев в год. Многие протоки, искусственные каналы и дамбы превратились в настоящие реки, общая длинна которых превышает 4 тыс. км. Сегодня эти рукотворные сооружения спасают людей от наводнений, тайфунов, засух и голода. Строить bрригационные устройства подобного масштаба можно было только коллективными усилиями. Вот почему во Вьетнаме роль сельской общины до сих пор велика.
С началом вьетнамской государственности связано много различных легенд. Считается, что первопредками вьетнамцев были Государь Дракон Лак Лонг Куан и фея Эу Ко (Матушка-Супруга), которая родила 100 сыновей. Одна половина детей поселилась в горах, другая - в долинах. Четыре тысячи лет назад на престол взошел один из сыновей дракона, Хунг Выонг. Он назвал страну Ванлангом, Страной Татуированных Людей. Последующие династии давали Вьетнаму иные названия, например Ау-Лак, что значит "Королевство дракона и птицы".
Вьетнам - страна многонациональная. Этнический состав ее сравнивают с развернутым веером, в центре которого многочисленные вьеты из речных долин, говорящие по-вьетнамски. Они верят, что этому прекрасному языку их обучила лягушка. Согласитесь, язык действительно похож на мелодичное кваканье. Вьеты сплотили вокруг себя представителей 50 малых народностей, таких как: тэй, тхай, мыонг, хла, нунг, кхмер. Похоже, что в этих маленьких и хрупких на первый взгляд людях действительно течет кровь дракона.
Покой мирных вьетнамцев часто нарушали завоеватели с севера. Однажды китайцам удалось установить во Вьетнаме власть, которая продержалась тысячу лет. Все десять веков вьеты партизанили. Ни подавить сопротивление, ни навязать свою культуру китайцы не смогли.
Сейчас об их давнишнем присутствии напоминает разве что живописный портовый город Хойан да многочисленные конфуцианские школы, в которых безуспешно пытались прививать уважение к императору Поднебесной. Даже китайские иероглифы ханван вьетнамцы приспособили для своего литературного языка тьыном.
Вместе с конфуцианством в страну пришли даоизм и буддизм. Они слились с местными верованиями, породили всевозможные магические практики, традиции народной медицины.
Есть во Вьетнаме и культы местного изобретения, например религия Као Дай. Ее адепты полагают, что только их вера сможет объединить представителей всех остальных религий. Ибо в Као Дай почитают и Христа, и Будду, и Мухаммеда, да прибудет с ним мир.
После изгнания китайцев появилось независимое государство Дайвьет (Великий Вьет). Три раза полумиллионная армия монголов пытались присоединить его к своей империи, но безуспешно. Тогда местные солдаты украшали руки татуировкой-девизом "Шат Тхат" - смерть татарам.
Менее воинственным оказалось древнее царство Тямпа или Чампа, занимавшее территорию в центре современного Вьетнама. Выполняя поручения хана Хубилая, в Тямпу приезжал Марко Поло. Вот, что путешественник писал об этом крае: "Чианба - страна большая, богатая. Здесь и свой царь, и свой особенный язык. Живут там идолопоклонники. У них есть идолы с бычачьей головой, а у иного свиная, или собачья, или баранья, бывают они и всяких других видов. Разных бесовских дел за этими идолами много: рассказывать об этом не станем - христианам не годится и слушать-то об этом. Здешний царь каждый год посылает великому хану вместо дани двадцать слонов самых лучших - Когда я, Марко Поло, был там, у царя имелось триста двадцать шесть сыновей и дочерей".
Нам, как и Марко Поло, посчастливилось побывать в Нья-Чанге, тямском городе. Мы заглянули в храм великой богини матери По Нагар, родившейся из пены и облаков. В эпоху хаоса, когда еще ничего не было создано, богиня По Нагар появилась в виде змеи. Ее считали создательницей земли, растений. Она покровительствовала земледелию. Долгое время в Тямпе хозяйничали индуистские брахманы, которые считали По Нагар супругой Шивы. Вьеты, уничтожившие Чампу, стали называть богиню варваров Яшмовой госпожой. Выжившие тямы бежали в Камбоджу, где приняли ислам. Так и закончилось древнее царство.
В современном же мире Вьетнам - пожалуй, единственная страна, народу которой пришлось в течение 4 десятилетий вести аж четыре войны за независимость. Вместе с вами мы попытаемся разобраться в психологии вьетнамской нации и понять, почему же этот народ так и не смогли покорить орды чужеземных завоевателей.
Мы заглянем в Хюэ, столицу императоров последней династии Нгуен. Здесь на берегу Ароматной реки сохранились монаршие дворцы, мавзолеи, буддийские храмы и пагоды. В городе мы отыскали настоящего потомка ненавистных Нгуенов, которые были всего лишь
марионетками в руках французских колонизаторов. После революции у наследников империи от несметных богатств осталось лишь небольшое поместье.
Из прежней столицы мы перенесемся в столицу нынешнюю. Когда-то Ханой назывался Тха-Лонгом, городом Взлетающего Дракона. Это место примечательно не только славной историей борьбы за свободу, но и древними памятниками: к примеру, пагодой. На одной колонне, храмом Черпахи в середине озера Возвращенного меча, или храмом Литературы. Многие кумирни строили в честь национальных героев, предводителей борьбы за независимость. Их почитали наравне с богами. Любопытно, что эта традиция сохранилась до настоящего времени.
В Ханое мы посетим скромное жилище бывшего президента Демократической Республики Вьетнам. Он был стойким ленинцем, жил в эмиграции, сидел в тюрьме и всю жизнь любил одну русскую женщину. Организатор и вдохновитель антифранцузского, антиамериканского Сопротивления, отец нации Хошимин занимает важное место в пантеоне обожествленных героев. Бюсты дядюшки Хо, как его ласково называют вьетнамцы, стоят на домашних алтарях, в его честь воскуривают благовония.
Во Вьетнаме есть не только джунгли, реки и горы. Кто-то образно заметил, что Вьетнам - это "балкон на Тихий океан". Море играет в жизни державы огромную роль. Оно кормит, соединяет и радует глаз. Халонг - "залив Приземляющегося дракона" - настоящая жемчужина Индокитая. Многие по праву называют залив восьмым чудом света. На водных просторах в 1 500 кв. км разбросаны 3 000 островов и скал самых причудливых форм.
Конечно же, мы пройдем по улицам Хошимина, прежнего Сайгона. Здесь кровавый диктатор и американский прихвостень Тхиеу создал штаб по управлению огромным репрессивным аппаратом. В Южном Вьетнаме не было человека, чьи родственники не томились бы в застенках Тхиеу. Всего на оккупированных территориях было создано около 16 тыс. концлагерей.
Мы обязательно проплывем по легендарному Меконгу. В дельте этой великой реки
безуспешно пытались закрепиться французы и американцы. Во времена оккупаций здесь было несколько свободных зон, куда неоколониалисты боялись заезжать даже на танках.
Легендарное местечко Кучи - одна из таких зон. Вьетконговцы прорыли сотни километров туннелей, построили целый подземный город. Партизаны юга своим сопротивлением помогли северной армии одержать в итоге блистательную победу над американцами.
Мы непременно познакомим вас с весьма самобытной кухней Вьетнама. Здесь с большим аппетитом едят крыс, собак и змей, мозги козлов и баранов. По количеству блюд местная кухня вряд ли уступит китайской.
Вьетнам - страна кустарей. В городах сосредоточено огромное количество мастерских, где производят шелк, изделия из мрамора, дерева. Тут много мелких ателье и парикмахерских, работающих под открытым небом. Часто в штате предприятия состоит всего один работник. На мелком и среднем бизнесе держится вся многоукладная экономика.
Перестройка производства началась в стране одновременно с перестройкой в СССР. Правда, во Вьетнаме она до сих пор продолжается. Мягкие реформы, иностранный капитал, частный сектор, отсутствие плюрализма, сохранение руководящей роли компартии - вот то, благодаря чему современное вьетнамское общество динамично развивается.
В этом вы убедитесь, если отправитесь вместе в путешествие по Вьетнаму.