Штат, за его географическое положение (южнее зоны тайфунов), называют "земля ниже ветра".
Столица штата - Кота Кинабалу - основной финансовый, административный и промышленный центр. Город - восточные въездные ворота в Малайзию. Кота Кинабалу имеет прямое воздушное сообщение с Брунеем, Гонконгом, Филиппинами, Сингапуром, Южной Кореей, Индонезией и Тайванем.
Кота Кинабалу (прежнее название Джесселтон) стал столицей Сабаха после Второй мировой войны. Старая часть города выстроена в годы Второй мировой войны. Новый город с широкими проспектами и современными зданиями возведен в 1967 году. Население Кота Кинабалу чуть больше 13 тыс. человек. В культуре города переплетаются европейский, малайский и китайский архитектурные стили.
Еще одно название Кота Кинабалу - Синггат Мата (на чем задерживается взгляд). С набережной города открывается вид голубого моря и чистого неба.
В экономике Сабаха, основную роль играют сельское хозяйство, лесоводство, туризм и обрабатывающая промышленность. В экспорте представлены: пальмовое масло, какао, каучук, лес, нефть. Население включает 32 народности и составляет по численности около 2 млн. человек.
На Сабахе проживают три основные народности: кадазан - дусун, мурут и баджау. Кадазан-дусун составляют одну треть общей численности населения и проживают в основном в средней части штата, занимаясь торговлей и рисоводством. Сбор урожая риса важный ритуал, сопровождаемый религиозным обрядом, совершаемым женщиной-шаманкой (бобохизан).
Муруты, живущие ближе к границе с Сараваком, охотники и крестьяне. Многие до сих пор проживают в хижинах. Особенной традицией являются тщательно подготовленные свадебные церемонии. Народность Баджау, вторая по численности в Сабахе, заселяет побережье. Примечательно, что племена восточного побережья являются морскими кочевниками, которые высаживаются на берег лишь с целью похорон умерших. Западные племена Баджау - главным образом фермеры, разводящие лошадей. За их мастерство народность называют ковбоями Востока.
Сабах занимает восточную часть Северного Борнео. Его площадь 74500 кв. км (вторая по величине в Малайзии). Западное побережье Сабаха омывается южно-китайским морем, восточное - морями Сулу и Селебес. Общая протяженность прибрежной полосы 1440 километров. Рельеф Сабаха в основном горный, лесистый.
История
В IX веке н.э. на территории Сабаха проживали разрозненные племена без единого управления. Некоторые торговали с Китаем, Испанией, Португалией.
В XV веке Сабах попал в вассальную зависимость к Султану Брунея. В 1704 году он уступил часть территории к востоку от залива Маруду Султану Сулу.
В начале 1880 года американский торговец Мозес приобрел в аренду Сабах у Брунея, затем Мозес перепродал владение англичанину Альфреду Денту, куоторый в 1881 году заключил с Брунеем и Силу соглашение о получении Сабаха в собственность.
Британцы правили в Северном Борнео до японской оккупации. После Второй мировой войны Сабах был колонией Великобритании. В 1963 штат получил независимость и вошел в состав Малайзии.
Погода или когда ехать ?
Во всем Сабахе распространен континентальный климат, что означает, что здесь никогда не бывает очень жарко или холодно. Климатические условия меняются в зависимости от того, гористая это местность или же морское побережье. Сабах можно посещать круглый год, но некоторые периоды в году имеют более благоприятный климат. Наиболее жаркое время - это промежуток с мая по сентябрь. Влажность довольно высокая в течение всего года.
Наиболее важным фактором для выбора времени поездки является сезон. В Сабахе разделяют два сезона: дождливый и сухой. Сезон дождей в Сабахе длится с октября по февраль. Остальная часть года считается сухим сезоном, но даже это не исключает непродолжительных тропических ливней.
Что посмотреть ?
МЕЧЕТЬ ШТАТА
Мечеть с позолоченным куполом, расположена в центре города. Здание представляет собой образец исламской архитектуры и может вместить до 5 тыс. верующих. Имеется специальный балкон для женщин на 500 человек. Рядом с мечетью находится холм Сигнал, с которого открывается панорама города и порта.
МУЗЕЙ ШТАТА
Здание на улице Букит Истана Лама выстроено в стиле хижины племен Рунгус и Мурут. В музее выставлены исторические предметы, драгоценности, ремесленные изделия местного населения. Есть также помещение керамики. В натуральную величину возведены национальные хижины, места этнических групп Сабаха.
Кроме того, есть зал, посвященный природе штата, его флоре и фауне, а также научный центр. Недавно открыта экспозиция о развитии нефтегазовой индустрии в Сабахе. Музейный комплекс включает: ресторан, кафе, этноботанический сад, магазин сувениров и пруд.
САБАХ ФАУНДЭЙШН БИЛДИНГ
31 - этажное здание в бухте Ликас в 10 минутах езды от Кота Кинабалу выстроено в футуристическом стиле в виде стакана с 72 гранями. Его видно издалека.
УЛИЧНЫЕ ВЫСТАВКИ
По воскресеньям на Джалан Гайя открыты выставки - продажи ремесленных изделий, овощей, фруктов, обуви, одежды.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК
У моря находится деревушка Кампунг Аер, где швартуются катера и лодки. Недалеко расположен центральный рынок.
Здесь можно приобрести свежие морепродукты, овощи и фрукты с ферм у подножия горы Кинабалу.
ПЛЯЖ ТАНДЖУНГ АРУ
Пляж лежит на западе Кота Кинабалу и окружен пальмами и казуаринами. Здесь находятся яхт-клуб, парк принца Филиппа, гостиница Танджунг Ару Бич.
Отсюда организуются экскурсии на острова, расположенные в морском заповеднике Тунку Абдул Рахмана.
ЗАПОВЕДНИК ТУНКУ АБДУЛ РАХМАН
Заповедник занимает 50 га и находится в 20 минутах езды на катере. Здесь лежат пять островов с уникальными пляжами и удивительным подводным миром.
Как добраться?
Самолетом MAS выполняет регулярные рейсы из Куала-Лумпура, Джохор Бару, Кучинга, Сингапура, Гонконга, Манилы, Брунея, Джакарты, Сеула и Тайбэя. Местные маршруты связывают Кота Кинабалу с Куала-Лумпуром, Лабуаном, Лахад Дату, Сандаканом и Кучингом.
По дороге разветвленная транспортная сеть связывает основные города штата, между которыми ходят экспрессы. На малых расстояниях задействованы такси и небольшие автобусы.
Железной дорогой. В штате проложена железнодорожная ветка из Бьюфорта до Тенома.
По рекам. Во внутренних районах штата реки играют роль шоссе, связывающих деревни между собой.